Краткий словарь литературоведческих терминов 5 класс коровина

Абстракционизм - цветовая фантазия, стихийно-импульсивное самовыражение, моментальный снимок состояния духа художника, принципиальный отказ от изображения действительности, погоня за чистой выразительностью" Ю. Закон абсурда лежит в основе произведений писателей ХХ века: Автобиография — от греч. Для автобиографического описания характерно стремление осмыслить прожитую жизнь как целое, ретроспективно придать жизненным событиям связность и целенаправленность автобиография допускает вымысел.

Автобиографический герой — особый тип литературного героя, которого автор наделяет своей биографией и чертами своего характера, однако, автобиографический герой не является буквальным повторением писателя, осбенностью автобиографического героя является его большая, чем у обычных персонажей, связь с реальной жизнью.

Нередко, понятие автор используется как синоним категории образ автора. Авторская позиция — в литературном произведении выражение отношения автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем. Авторская песня - небольшое лирическое произведение, то же, что и литературная песня, но получившая распространение в исполнении автора, барда наиболее частое употребление получил синоним: Авторская речь - в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, то есть весь текст произведения, кроме речи персонажей.

Акмеисты стремились реформировать символизм, провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", отстаивали возврат к материальному миру, естественному предмету, точному значению слова. Для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям. Такого рода построение может встречаться и в прозе:. Акцентный стих от лат. В отличие от силлабического в акцентном стихе общее число слогов произвольно; в отличие от силлабо-тонического в акцентном стихе нет стоп с упорядоченным расположением ударных и безударных слогов см.

В отличие от многозначного смысла символа смысл аллегории однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности. В литературе аллегория используется в баснях, сказках, притчах. Например, басенные Волк, Лиса, Змея выражают, идею жадности, хитрости, коварства.

Связывая между собойразные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация, тем самым, устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи. Намек поэта на свою ссылку, замаскированный бытовым тоном разговора о здоровье. Служит средством усиления поэтической выразительности речи.

Анапес т от греч. Антигерой - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж, зачастую лишенный психологической либо социально-исторической характеристики. В широком смысле антитеза — это всякий содержательно-значимый контраст на разных уровнях художественного произведения.

Часто используются как художественно-выразительное средство в построении антитезы см. Используются для воссоздания исторического колорита эпохи; для придания речи оттенка торжественности; для создания комического эффекта; для речевой характеристики персонажа. Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом нравоучительного характера.

Цель басни — осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами традиционно являются условные басенные звери. Белый стих свободный стих, верлибр - нерифмованный стих. Былина - жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Венок сонетов - поэтический цикл из 15 сонетов, представленный как самостоятельное произведение.

Первая строка каждого из сонетов повторяет последнюю строку предыдущего, а заключительный сонет составлен из последовательности первых строк каждого из 14 сонетов, связывая их воедино см. Вечные образы - литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, вневременное значение. Взаимодействие литератур - связи между отдельными, самостоятельно развивающимися национальными литературами.

Степень прочности этих связей и их широта могут быть различны; они обусловлены взаимодействием культур в целом, происходящим на исторической почве, на почве общенациональных запросов. Герой литературный - действующее лицо в художественном произведении, обладающее определенностью характера, индивидуальным, интеллектуальным и эмоциональным миром. Двустишие дистих - простейшая форма строфы с минимальным количеством строк две.

В рифмованных стихах — две строки, связанные смежной рифмой. В более крупные строфы двустишие входит как составная часть. Этим понятием объединяют многообразные направления искусства — от символизма и кубизма до абстракционизма и сюрреализма. Многие мотивы декадентства стали достоянием художественных течений модернизма.

В более широком смысле диалогом называется особая форма построения литературного произведения или научного сочинения как беседы двух лиц.

Сюжеты отдельных частей дилогии имеют нечто общее, из одной части в другую переходит и ряд героев. Произведения этого жанра отличает содержащая преувеличенние похвала. Дневник - литературное произведение в форме регулярных записей, современных описываемым событиям. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа или автора. Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она написана в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене.

Драма соединяет в себе трагическое и комическое начала, поэтому ее часто называют средним жанром. Драматическое - эстетическая категория в литературе, обобщающая противоречивые процессы в жизни личности и общества. Единство содержания и формы - важнейший закон художественного творчества, суть которого заключается в том, что форма художественного произведения органически связана с содержанием и определяется им; содержание, в свою очередь, проявляется только в определенной форме.

Жанр явление типологическое, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений. Житие - жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых.

Завязка - событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета художественного произведения. Завязка определяет последующее развертывание действия; это важнейший элемент сюжета. Загадка - жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдаленно сходными, традиционно загадка предлагается как вопрос для отгадывания.

Заговор - древнейший жанр заклинательного фольклора, тесно связанный с магическими обрядами; словесная формула, которую считали средством воздействия на окружающий мир.

Замысел - сложившееся в воображении художника, пронизанное определенной идеей общее представление о содержании и форме будущего произведения. Звуковая организация стиха - художественно-выразительное применение в стихотворном тексте тех или иных элементов, явлений, свойств звукового состава языка: Идея - от греч.

Выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов. Изобразительно-выразительные средства - художественные приемы и средства создания литературных образов, определяющие их эмоционально-эстетическую выразительность. Имажинисты утверждали примат самоцельного образа, его формы над смыслом, идеей; основную задачу своего творчества видели в придумывании небывалых ранее в поэзии образов и слов. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть реальный мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления о нем.

Как о сложившемся методе об импрессионизме принято говорить в основном по отношению к живописи, скульптуре, графике, музыке. В литературе чаще говорят о чертах импрессионистического стиля. Индивидуализация - от лат. Интермедия - от лат. Интонация - от лат. Интонация обогащает конкретный смысл любого высказывания, выражает его целеустановку и эмоциональную природу. Отличительный признак — двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное образное познание жизни и творчество по законам красоты; это художественное творчество в целом, объединяющее литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и др. Высшая форма трагизма, когда потрясение от трагического конфликта не подавляет человека своей безысходностью, а просветляет и возвышает.

Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передает его важнейшие оттенки — юмор, иронию, сарказм, сатиру. Непосредственно раскрывается в сюжете и композиции; составляет ядро темы, а способ разрешения конфликта — определяющий фактор развития художественной идеи.

В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов. Лиризм - эстетическая категория, характеризующая особый способ художественного мышления, в котором преобладает сокровенное, личное переживание.

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются определенные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика отражает отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное "я" автора; речевая форма лирики — внутренний монолог, преимущественно стихотворный лирика в основном бессюжетна, субъективна.

Лирический герой - герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ лирического героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом; на основе образа лирического героя создается целостное представление о творчестве поэта. Литературное направление - понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей художников слова в пределах определенного исторического периода; это единство возникает и развивается обычно на основе общности художественного метода, мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни.

Литературный процесс - историческое движение национальной и мировой художественной литературы, развивающейся в сложных связях и взаимодействиях. Поступательное движение литературы — важнейший компонент литературного процесса. Лироэпические произведения — произведения сочетающие в себе признаки эпоса и лирики сюжетное повествование о событиях и героях соединяется с субъективно — лирическим комментарием от автора - повествователя.

Литературный род - обобщенный тип словесного художественного творчества, основной способ построения произведений, отличающийся от других таких же способов соотношением мира и человека в создаваемых художником картинах жизни.

Для каждого литературного рода выделяется основной признак — родовая доминанта: Литературоведение - наука, изучающая художественную литературу: Сходными могут быть цвет, форма, характер движения, любые индивидуальные свойства предметов. Метр — основа стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения. Мировоззрение художника - система обобщенных философских и этико-эстетических взглядов художника на объективный мир и место человека в нем.

Мифолгизм — использование мифологических мотивов или персонажей в литературном произведении или создание художником оригинальной мифологической системы. Мифологизм обращен к философской проблематике, характерен для произведений, исследующих универсальные, устойчивые особенности человеческого мышления и поведения.

Любой сюжет — переплетение тесно связанных мотивов. Новаторство и традиция от лат. Для литературы характерно как обогащение художественного творчества новыми темами, идеями, героями, приемами и средствами, так и стремление закрепить и передать следующим поколениям писателей свой духовный опыт и творческие принципы. В центре сюжета новеллы, как правило, одно событие — внеординарная ситуация, игра случая, неожиданный поворот в судьбе героя. Новеллист избегает подробных бытовых, историко-этнографических зарисовок.

Герой раскрывается им прежде всего не в общественно-политической, а в моральной сущности В критическом реализме новелла трансформируется, приобретает синтетический характер, совмещает в себе острый драматизм, психологизм и социально-исследовательскую направленность. Образ автора - концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками.

Образ повествователя - не персонифицированный в облике какого-либо из действующих лиц образ - носитель повествования в художественном произведении. Образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае "нейтрального", "объективного" повествования, при котором сам автор как бы отступает в сторону рассказчик может быть близок автору, родствен ему и может быть, напротив, очень далек от него по своему характеру и общественному положению.

Обрядовая поэзия - фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами календарные, свадебные песни, плачи-причитания и т. Своей развернутостью, законченностью и гибкостью октава удобна как для небольших лирических стихотворений, так и для поэм. Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, особый вид метафоры характерно отождествление предметов и явлений природы, растительного и животного мира с жизнью и деятельностью людей.

Онегинская строфа - принадлежащая А. Пушкину форма строфы, которой написан роман "Евгений Онегин": Таким образом, ее образуют три четверостишия различной схемы рифмовки перекрестной, смежной и охватной и заключительное двустишие.

Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, удерживающей стройность большого романа. Очерк - малый эпический и или публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета. В основе очерка лежат реальные или подающиеся как реальные факты, при этом, очерк допускает творческий вымысел и выраженную субъективность авторской позиции.

Парадоксу свойственны краткость, четкость, подчеркнутая заостренность формулировки. Пафос - ключ к идее произведения. Функции пейзажа в художественном произведении определяются его методом, жанрово-родовой принадлежностью, стилем. Повесть - эпический прозаический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман в повести больше действующих лиц, чем в рассказе, но меньше чем вромане, развитие действия сложнее, чем в рассказе, но действие в меньшей степени развернуто, чем в романе и т.

Повтор - повторение композиционных элементов, слов, словосочетаний и других фрагментов текста в художественном произведении, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Подтекст - скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом внеречевой ситуации. В театре подтекст раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста.

Функции портрета определяются методом, жанрово-родовой принадлежностью, стилем. Постоянный эпитет - слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным словом-определяемым.

Обозначает характерный, всегда наличествующий признак. Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы, в узком, с исследованием художественной речи. Термином "поэтика" обозначают также систему художественных средств, характерных для писателя, определенных жанров, литературного направления эпохи.

Прекрасное - одна из центральных категорий эстетики, которая характеризует наиболее совершенные явления в действительности, деятельности людей, искусства. Прекрасное носит бескорыстный характер и непосредственно связано с чувственным созерцанием, активизирующим воображение человека. Элементы публицистики нередко проникают в художественные произведения.

Развязка - разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Обычно дается в конце произведения, но может быть и в начале, может также объединяться с кульминацией.

Рассказ - малый эпический жанр, в основе которого изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц — особенности этой жанровой формы. Периодическое повторение звуковых элементов через определенные промежутки является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на сопоставимые отрезки, определяет систему стихосложения силлабическую или тоническую.

Особым ритмом обладает и проза. Жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни. Для романтизма характерен особый интерес к личности, характеру ее отношения к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, что придает художественному произведению повышенную эмоциональность.

В строках допускается и разное количество слогов; желательно только, чтобы четносложные стихи сочетались с четносложными, а нечетносложные — с нечетносложными. В , и более сложных стихах появляется цезура — обязательный словораздел, членящий стих на короткие полустишия. Силлабо-тоническое стихосложение от греч. Смысл символа многозначен и неотделим от его образной структуры. Символизм - направление в европейском и русском искусстве —х гг. При этом символ понимается как выражение индивидуального представления художника о мире.

Система образов - множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения. Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений для более точного, образного описания одного из них.

В литературном творчестве широко распространены развернутые сравнения, выраженные в целых фрагментах текста. Стилизация - намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи.

Методические материалы Словарь литературоведческих терминов (5 класс)

Стихосложение - способ организации звукового состава стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихо-сложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой отрезки — стихи. В зависимости от того, какими единицами измеряются строки слогами, ударениями, стопами , различаются между собой системы стихосложения.

Стопа - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных; условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер и длина стиха. Строфика - раздел стиховедения, изучающий закономерности соединения стихов в строфы, виды строф и их историю; а также совокупность видов строф, встречающихся в произведениях того или иного поэта, в поэзии определенного периода и т.

Сюжетная линия - относительно законченная часть сюжета, связанная с каким-либо одним героем произведения или с группой героев персонажей. Творческое вдохновение - подъем всех творческих сил художника, момент высшей собранности и сосредоточенности на объекте творчества.

Важнейшая задача текстологии — исторически осмысленное и критическое прочтение текста на основе изучения источников рукописей, печатных изданий, исторических свидетельств , выявление генеалогии текста и его возможных искажений.

Тенденциозность литературного произведения - предвзятое или одностороннее раскрытие темы, проблематики или характеров произведения, либо открытое проявление тенденции общей мысли, идеи , которую автор стремится внушить читателям.

Теория литературы - наука, изучающая: Типизация -процесс художественного обобщения жизненных явлений человеческих характеров, обстоятельств, поступков, событий , при котором выявляются наиболее существенные, общественно значимые черты реальной действительности, закономерности развития личности и общества.

В основе трагедии лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, представляющихся говорящему пишущему близкими. Условность в искусстве - 1 нетождественность реальности и ее изображения в литературе и искусстве первичная условность ; 2 сознательное, открытое нарушение правдоподобия, прием обнаружения иллюзорности художественного мира вторичная условность.

Иными словами, фабула - это то, что поддается пересказу, то, "что было на самом деле", между тем как сюжет - это то, "как узнал об этом читатель". Фабула может совпадать с сюжетом, но может и расходиться с ним. Фигуры речи - обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания.

Футуристов объединяло стихийное ощущение неизбежного краха традиционной культуры и стремление осознать через искусство черты неведомого будущего. Поэты-футуристы провозглашали отказ от привычных художественных форм вплоть до разрушения естественного языка "слова на свободе" или заумь. Характерность в искусстве от греч. Художественная деталь - одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности, запоминающаяся черта внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка.

Художественная правда - отображение в произведениях искусства жизни в соответствии с ее собственной логикой, проникновение во внутренний смысл изображаемого. Художественное воображение - способность, а также сам процесс создания художественных образов на основе творческой переработки сознанием ощущений, восприятий, представлений, чувств, впечатлений и т.

Художественное обобщение - способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме. Художественный вымысел - результат творческой деятельности воображения художника; возникает на основе обобщения действительных реалий и осмысления личного опыта, воплощается в художественном произведении. Художественный метод - совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым могут образовать литературные течения направления в той или иной стране или ряде стран.

Художественный образ - способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни или фрагмент такой картины , созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. Художественный тип от греч. Воплощение эстетической категории типического.

Располагается в начале, реже в середине или в конце произведения. Эпиграф поясняет основную коллизию, тему, идею или настроение произведения, способствуя его восприятию читателем. Чаще всего короткое стихотворное произведение похвального или трагического характера. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол "мороз-воевода", "бродяга ветер", "гордо реет Буревестник".

Эпические жанры - совокупность жанров, возникших и развивающихся в пределах эпоса как литературного рода.

Эпичность - эстетическая категория, отражающая способ художественного мышления, который свойствен эпосу и обусловливает его событийно-повествовательную специфику.

Эпопея от "эпос" и греч. Древняя эпопея героический эпос изображает, как правило, героическое событие, представляющее общенародный интерес. В литературе нового времени эпопеей называют роман, отличающийся особенной монументальностью: Используется как в художественной литературе, так и — главным образом — в литературной критике и публицистике.

Явление - часть акта в драматическом произведении, на протяжении которой состав действующих на сцене лиц остается неизменным. Язык художественного произведения - совокупность и система языковых средств, используемых в данном художественном произведении. Язык художественной литературы - совокупность и система языковых средств, употребляющихся в художественных произведениях.

Его своеобразие определяется особыми задачами, стоящими перед художественной литературой, ее эстетической функцией, спецификой построения словесных художественных образов. Одним из основных признаков языка художественной литературы является особое внимание к структуре языкового знака, возложение на эту структуру эстетических функций. Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные.

Алфавитный список терминов и понятий V. Словарь базовых философских понятий VI. Словарь географический Российского государства.

Алфавитный указатель терминов В словарь Великобритания - краткий обзор СМИ Всемирный биографический энциклопедический словарь. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? А Абстракционизм от лат.

  • Советуем скачать
СПОНДЕЙ — стопа с дополнительным сверхсхемным ударением: СОЦ-АРТ — одно из характерных явлений советского неофициального искусства 70—х гг. Одним из основных признаков языка художественной литературы является особое внимание к структуре языкового знака, возложение на эту структуру эстетических функций.
Строфа — в стихотворном произведении группа строк стихов , составляющая единство, с определённым ритмом, а также повторяющимся расположением рифм. Ирония в художественном произведении может выступать как оборот речи, троп и как художественный принцип, определяющий звучание всего произведения. Для каждого литературного рода выделяется основной признак — родовая доминанта: