Методические рекомендации...

Генеральная прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Республики Ингушетия
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 О проведении проверке исполнения федерального законодательства, регламентирующего использование бюджетных средств при реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье- гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса».
 
г. Назрань
2008 год
 
Раздел I
 
ВСТУПЛЕНИЕ
 
Указом Президента Российской Федерации от 21.10.2005 № 1226 определено Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и состав Совета.

Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов утверждены протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов от 21.12.2005 №2.
Ключевые направления реализации национальных проектов обозначены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 №38-Р утвердившим Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) (пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 №38-Р).
Существенное улучшение качества образования и здравоохранения, формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России, создание благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства и повышение уровня жизни сельского населения и работников медицины и образования являются главными направлениями социальной политики государства.

Важным условием реализации намеченных государством задач является соблюдение требований федерального законодательства уполномоченными органами государственной власти и местной власти, всеми организациями, предприятиями, учреждениями и физическими лицами, вовлеченными в процесс распределения и использования бюджетных средств, направляемых на финансирование запланированных мероприятий.
Вместе с тем требуется активизация деятельности органов прокуратуры, принятие ими эффективных и своевременных мер по устранению нарушений закона, допускаемых при использовании государственных финансовых ресурсов, выделенных на эти цели. Средствами прокурорского реагирования также необходимо добиваться повышения результативности работы контролирующих органов, с тем, чтобы они не только выявляли уже совершенные правонарушения, но и осуществляли мероприятия профилактического характера, направленные на предотвращение противоправной деятельности в указанных сферах.
Первые итоги реализации приоритетных национальных проектов, к сожалению, показали, что несмотря на пристальное внимание со стороны федеральных государственных органов, наделенных контрольными и надзорными функциями, прокурорами выявляются многочисленные случаи нарушений федерального законодательства, в том числе и при использовании денежных средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию проектов.
При осуществлении надзора за ходом исполнения приоритетного национального проекта «Здоровье» прокурорами городов и районов выявляются факты нецелевого использования денежных средств, поступивших из Фонда социального страхования в медицинские учреждения на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов. Прокурорами вскрыты факты осуществления медицинской деятельностью учреждениями, у которых лицензии вообще не имелись либо срок действия по ним истек.
Проверкой исполнения законодательства при реализации национального проекта «Образование» прокурорами установлены факты нецелевого использования денежных средств, поступивших на выплату вознаграждения за осуще­ствление функций классного руководства.  
В рамках выполнения национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» нередки случаи нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных на строительство жилья, что в ряде случаев связано со злоупотреблением чиновниками и руководителями строительных организаций служебным положением и полномочиями по распределению бюджетных ассигнований. Имеют место нарушения правил учета и включения лиц для участия в программах получения субсидии на приобретение жилья, злоупотребления при оформлении документов на получения указанных субсидий.
В сфере реализации проекта «Развитие АПК» распространены нарушения при организации кредитования и субсидирования сельских товаропроизводителей, не соблюдаются требования законодательства о конкурсном размещении государственных и муниципальных заказов, должностными лицами допускаются отступления от требований антимонопольного законодательства.  
В порядке подготовки к проверке следует обобщить и проанализировать сведения о состоянии законности в сфере реализации указанных национальных проектов, в том числе жалобы и обращения граждан, предприятий и организаций в правоохранительные и контролирующие органы, органы государственной власти и местной власти, уголовные дела, материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, дела об административных правонарушениях, сообщения средств массовой информации, статистические и иные данные.
В обязательном порядке необходимо систематически запрашивать материалы проверок, проведенных контролирующими органами для анализа и выявления наиболее характерных нарушений.
Проверкой необходимо охватить органы государственной власти, администрации городов и районов Республики Ингушетия, а также их соответствующие структурные подразделения или созданные ими уполномоченные органы, осуществляющие функции государственного контроля в сфере образования, жилищного строительства и развития АПК; специализированные организации, осуществляющие от имени государственных или муниципальных заказчиков функции по размещению заказов в указанных сферах путем проведения торгов в форме конкурсов или аукционов; государственные общеобразовательные учреждения, юридические лица и индивидуальных предпринимателей – получателей бюджетных средств.
При выполнении задания следует руководствоваться нормативными правовыми актами, указанными в перечне и отдельно по каждому национальному проекту.
Раздел II
Справочная информация по проектам
«Здоровье»
Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя направления:
-         «Развитие первичной медико-санитарной помощи»;
-         «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью»
По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» основными показателями являются: повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе: повышение уровня квалификации врачей участковой службы; снижение коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, до 1,1; сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи; снижение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией; снижение заболеваемости - гепатитом В не менее чем в 3 раза, краснухой не менее чем в 10 раз, гриппом в период эпидемии и снижение выраженности его проявления у заболевших; ликвидация врожденной краснухи; раннее выявление наследственных болезней; снижение материнской смертности до 29 на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,6 на 1000 родившихся живыми; снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний не менее чем на 30% и снижение временной нетрудоспособности не менее чем на 20%.
Нормативно-правовая база
Федеральные законы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 91 «О внесении изменения в статью 9 федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 года № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в редакции Федерального закона от 28.02.2008 года № 16-ФЗ;
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 243-ФЗ «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год»;
-  Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 года № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»; 
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 17 сентября 1998 года № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». 
Постановления и распоряжения Правительства РФ: 
-  Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 871 « О порядке предоставления в 2008 и 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов российской федерации»; 
-  Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 836 «О денежных выплатах в 2008 - 2009 годах медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении федерального медико-биологического агентства»;
-  Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 862 «О денежных выплатах в 2007 году медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении федерального медико-биологического агентства»; 
-  Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 836 «О денежных выплатах в 2008 - 2009 годах медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении федерального медико-биологического агентства»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 139 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 867  «Об Обеспечении в 2007 году санитарным автотранспортом, в числе реанимобилями и автомобилями скорой медицинской помощи на базе гусеничных тягачей, государственных и муниципальных учреждений и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь и специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь»;
-  Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 864 «О порядке финансового обеспечения в 2008 году выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи»;

 Приказы, письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ 
- Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 марта 2008 г. № 57 «Об утверждении форм и порядка представления отчетов об использовании субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан»;
- Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 7 марта 2008 г. № 50 «О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан»
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. № 81н «Об утверждении формы заявки на перечисление в 2008 - 2010 годах федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджет фонда социального страхования Российской Федерации средств на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет»;
- Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 15 марта 2007 г. № 49 «Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок использования финансовых средств, полученных территориальными фондами обязательного медицинского страхования»;
-  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 января 2008 г. № 15н «О порядке и условиях осуществления в 2008 и 2009 годах денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения ведомственного подчинения при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи»;
-  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 января 2008 г. № 15-н «О порядке и условиях осуществления в 2008 и 2009 годах денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения ведомственного подчинения при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2006 г. № 224 «Об утверждении Положения об организации проведения диспансеризации беременных женщин и родильниц»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 марта 2006 г. № 185 «О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 января 2006 г. № 5 «О порядке и условиях оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 753 «Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 752 «Об оснащении санитарного автотранспорта»; 
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом сертификате»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. № 617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний»;
-  Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2001 г. № 229 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям»;  
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 марта 1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации».
«Образование»
Приоритетный национальный проект «Образование» включает направления:
-         «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования»
-         «Внедрение современных образовательных технологий»;
-         «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня»;
-         «Повышение уровня воспитательной работы в школах»;
-         «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».
По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.
Основные мероприятия по направлению в Российской Федерации.

Оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития 6 000 школ (на общую сумму 6,0 млрд. руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы.

Государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая предоставление ежегодно 2 500 грантов.
3. Поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 рублей. Это позволит поддержать лучшие педагогические кадры, повысить престиж учительской профессии.
По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения  компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
Основные мероприятия по направлению:
1.Подключение 20 000 школ к сети Интернет (по 10 000 школ ежегодно) и оснащение ежегодно не менее 2 500 школ компьютерными классами, что в комплексе с ранее реализованными государственными программами информатизации общего образования позволит обеспечить техническую основу для внедрения современных образовательных технологий.
2.Разработка и размещение в открытом доступе на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ
По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.
Дополнительное ежемесячное вознаграждение должно выплачиваться из расчета 1000 рублей за полнокомплектный класс, пропорционально численности в случае меньшего количества учеников. При этом базовый норматив наполняемости для сельских и
городских школ является разным (25 учеников - для городских школ и 14 – для сельских). 
Нормативно-правовая база
Федеральные законы: 
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. №125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- Закон  Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
Указы Президента России:
- Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;
- Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 324 «О денежном поощрении лучших учителей»;
Постановления и распоряжения Правительства РФ:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи»;
-  Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 174 «О выплате денежного поощрения лучшим учителям в 2008 - 2009 годах»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. № 576-р «О создании на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» структурного подразделения - бизнес-школы - Высшей школы менеджмента»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации;
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России» 
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на первом этапе реализации включает четыре направления:
-         «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», «Повышение доступности жилья»
-         «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
-         «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством»
Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.
Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Основные мероприятия по направлению:
1. Предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в размере 10% от средней стоимости стандартного жилья за счет федерального бюджета и не менее 25% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, имеющих одного и более ребенка в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Дополнительно, субъекты, участвующие в подпрограмме, предоставляют участникам подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита (займа) или компенсацию затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья. 
2. Развитие системы страхования ипотечных жилищных кредитов с целью снижения первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов.
По направлению «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования» к основным целевым показателям относятся: увеличение объемов ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов.
Основные мероприятия по направлению:
1. Развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
2. Реализация комплекса мер по формированию инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, включая развитие нормативно-правовой базы.
По направлению «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» к основным целевым показателям относятся увеличение общего годового объема ввода жилья, а также увеличение доли частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение износа коммунальной инфраструктуры до 55%.
Основные мероприятия по направлению:
1. В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» предусматривается предоставление по Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации государственных гарантий Российской Федерации.
2. Также будет реализован комплекс мероприятий по сокращению административных барьеров, развитию рыночной инфраструктуры, градостроительного и антимонопольного регулирования в сфере жилищного строительства.
3. В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» субъекты Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям по развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальном секторе, получают государственную поддержку на модернизацию коммунальной инфраструктуры. 
Нормативно-правовая база
Федеральные законы: 
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации (в редакции от 04.12.2007 № 324-ФЗ); 
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации (в редакции 18.10.2007 № 230-ФЗ); 
- Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 г. № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»; 
- Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 года № 215 «О жилищных накопительных кооперативах»;
- Федеральный закон РФ от 16 июля 1998 года № 102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; 
Постановления и распоряжения Правительства РФ: 
 
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 351 «О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства»; 
- Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 732-р «График выпуска и распределения в 2006 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»; 
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 221 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой»; 
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы»;
- Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2006 г. N 277-р «О предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 46 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищных накопительных кооперативов»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»;
- Федеральная целевая программа «Жилище»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка»; 
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 533 «Об утверждении Положения о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного Кредитования в Российской Федерации».
 «Развитие агропромышленного комплекса»
Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления:
-         «Ускоренное развитие животноводства»
-         «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»
-         «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
По направлению «Ускоренное развитие животноводства» основными целевыми показателями являются: увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, на уровне не ниже уровня 2005 года.
Основные мероприятия по направлению:
1. Расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), что позволит повысить рентабельность отечественного животноводства, ускорить процесс технического перевооружения действующих животноводческих комплексов (ферм), ввести в эксплуатацию новые мощности.
Основным механизмом привлечения инвестиций является субсидирование процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).
2. Увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного скота и техники и оборудования для животноводства.
Основным механизмом является увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг».
При этом предусмотрено снижение ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» по поставкам племенной продукции до 0% годовых, что удешевит лизинг в среднем на 20%, и увеличение срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет, что позволит уменьшить расходы товаропроизводителей по лизинговым платежам в среднем на 5-6%.
3. Обеспечение прогнозируемости государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства.
Основным механизмом является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо вплоть до 2009 года согласно имеющимся межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение к 2008 году объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6%.
Основные мероприятия по направлению:
1. Увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ, КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.
Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России.
2. Модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Это позволит повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
За счет выделенных средств ОАО «Россельхозбанк» будет оказывать кредитную поддержку создаваемым и действующим сельскохозяйственным потребительским кооперативам, а также информационную и методическую поддержку, в том числе предоставление юридического и финансового консалтинга филиалами банка и дополнительно открытыми офисами.
Кроме того, в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах предусмотрено участие ОАО «Россельхозбанк» в качестве ассоциированного члена.
3. Формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков.
Основные мероприятия по направлению:
1. Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
Основным механизмом является осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета не более (30%), бюджетов субъектов Российской Федерации не менее (40%) и собственных (заемных) средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору коммерческого найма. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности. 
Нормативно-правовая база
Постановления и распоряжения Правительства РФ:
-  Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности»; 
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. № 778 «О мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"; 
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 81 «Об утверждении правил предоставления в 2008 - 2010 годах субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания»; 
- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. № 88 « Об утверждении Правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях в 2004–2006 годах на срок до 5 лет, в том числе на закупку всех видов сельскохозяйственной техники отечественного производства и племенного скота, закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию животноводческих комплексов и предприятий по переработке льна и льноволокна»; 
- Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 86 «Об утверждении Правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях на срок до 3 лет»; 
- Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 85 «Об утверждении Правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2003–2006 годах сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 3 лет»; 
- Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2006 г. № 81 «Об утверждении Правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и   агроснабженческими организациями в российских кредитных организациях»;
- Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. № 72 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 году на срок до 5 лет»; 
- Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. № 71 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях в 2006 году на срок до 2 лет»; 
- Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. № 69 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2006 году сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм)»;
-   Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 832 «О предоставлении в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса»; 
- Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 733 ««О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006–2009 годах»; 
- Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006–2009 годах» а также приказы, письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Раздел III
Вопросы проверки
1. Исполнение федерального законодательства, регламентирующего вопросы использования бюджетных средств при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
При проверки необходимо обратить внимание на:
соблюдение прав медицинских работников, в том числе на увеличение заработной платы, своевременное и в полном объеме получение ежемесячных выплат за оказание дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, и др.;
целевое и рациональное использование учреждениями здравоохранения бюджетных и внебюджетных средств выделенных в рамках реализации проекта;
проведение дополнительной иммунизации населения в рамках национального календаря прививок (наличие лицензии медицинского учреждения на осуществления работ и услуг по профилактической медицине, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям прививочных кабинетов, выполнение плановых назначений по прививкам, получение согласия родителей на иммунопрофилактику детей в дошкольных и школьных учреждениях, законность оказания платных услуг, факты причинения вреда здоровью граждан в результате некачественного оказания услуг по иммунопрофилактике и др.);
оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
соблюдение прав женщин на бесплатную помощь и лекарственное обеспечение;
соблюдение порядка финансирования расходов, связанных с оплатой услуг учреждений здравоохранения по оказанию названной медицинской помощи;
выполнение условий осуществления денежных выплат медицинскому персоналу по родовым сертификатам (финансовые средства, предусмотренные на реализацию родового сертификата должны распределяться следующим образом: в женской консультации не менее 60% от предусмотренной суммы должно быть направлено на повышение заработной платы медицинским работникам, остальное – на укрепление материально-технической базы; - в родильном доме не менее 40% – на заработную плату медицинским работникам, остальное – на укрепление материально-технической базы);
обеспечение массового обследования новорожденных детей с целью выявления наследственных заболеваний;
проведение дополнительной диспансеризации работающего населения;
укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной помощи и скорой медицинской помощи;
обеспечение профилактики ВИЧ-инфекций, гепатитов В и С, выявление и лечение инфицированных больных (соблюдение их прав и свобод при оказании медицинской помощи, доступность бесплатного медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекцией, обеспечение бесплатными медикаментами, принятие мер по исключению распространения инфекции и др.);
обеспечение медицинских учреждений высокотехнологичным медицинским оборудованием (строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала).
2. Исполнение федерального законодательства, регламентирующего вопросы использования бюджетных средств при реализации приоритетного национального проекта «Образование», в том числе правомерность использования:
1) средств, выделяемых для стимулирования образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы, обратив внимание на то:
заключено ли между Рособразованием и Республикой Ингушетия соглашение, предусматривающее обязательства последнего по финансированию за счет средств своего бюджета мероприятий по государственной поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;
соответствуют ли представляемые Республикой Ингушетия в Рособразование данные о размере средств регионального бюджета, направленных на внедрение инновационных образовательных программ (на основании которых происходит выделение средств федерального бюджета), фактически понесенным субъектом Федерации расходам в этой области;
имели ли место случаи несвоевременного или неполного перечисления средств бюджета субъекта Федерации на лицевые счета городских и районных бюджетов, открытые в органах Федерального казначейства, – при делегировании республикой своих полномочий в указанной выше сфере администрациям городов и районов;  
имели ли место случаи зачислении субвенций республики, направляемых в бюджеты городов и районов, на бюджетные счета, открытые в коммерческих банках уполномоченными органами администрациями городов и районов соответственно;
соблюден ли конкурсный порядок предоставления государственной поддержки образовательным учреждениям, внедряющим инновационные образовательные программы;
соблюдено ли уполномоченным органом исполнительной власти Республики Ингушетия требование о представлении в Рособразование отчета об использовании средств федерального бюджета;
2) средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Ингушетия в виде субсидии на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководства педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных школ, обратив внимание на то:
правильно ли определен объем субсидии, исходя из суммы вознаграждения, наполняемости классов в городской и сельской местности и др. требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 854 (ред. от 04.02.2006);
определен порядок предоставления местным бюджетам из фонда компенсаций субвенций на исполнение расходных обязательств субъекта Федерации, возникающих в связи с принятием Республикой Ингушетия нормативных правовых актов, устанавливающих выплату вознаграждения;
правомерно ли предоставление Республикой Ингушетия субвенций органам местной власти, с учетом установленного порядка и имеющихся потребностей;
соблюдены ли уполномоченным органом исполнительной власти Республики Ингушетия требования о заключении с Рособразованием соглашения о выплате вознаграждения и требования о представлении агентству ежемесячных отчетов о расходах бюджета республики на выплату вознаграждения;
имели ли место случаи выплаты компенсаций Республики Ингушетия на выплату вознаграждения до поступления в Рособразование отчета уполномоченного органа исполнительной власти республики о произведенных расходах на выплату вознаграждения за счет средств бюджета республики;
3) средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций бюджету Республике Ингушетия на выплату денежного поощрения лучших учителей, обратив внимание на случаи несвоевременного или неполного перечисления указанных средств федерального бюджета на счет по учету средств бюджета республики, открытый территориальным органом Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджета Республики Ингушетия;
4) автобусов, компьютеров (для подключения к сети Интернет) и иного имущества, закупаемого в централизованном порядке для сельских школ за счет средств федерального бюджета.
3. Исполнение федерального законодательства, регламентирующего использование бюджетных средств при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
В разделе III новой редакции федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865, закреплены положения о том, что цели и задачи программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Следовательно, предметом прокурорской проверки в данной части должны быть вопросы, касающиеся исполнения законодательства при бюджетном обеспечении соответствующих подпрограмм названной федеральной целевой программы.
При этом необходимо проверить правомерность:
1)использования бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства»,выяснив:
         а) соблюдены ли требования законодательства при предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, в том числе:
имеют ли место факты нарушений законодательства при определении объема государственной гарантии (она должна обеспечивать исполнение обязательств в части, составляющей до 50 % суммы основного долга субъекта Федерации или муниципального образования (далее – принципал) по его заимствованию в российских рублях, осуществляемому в форме кредита, привлекаемого в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционного проекта по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, и не может обеспечивать исполнение обязательств принципала по уплате процентов за пользование кредитом, иных процентов, комиссий, а также штрафов и пеней за нарушение обязательств принципалом);
соблюдены ли принципалом условия, необходимые для заключения между ним и Минфином России договора о предоставлении государственной гарантии;
имеют ли место случаи направления принципалом в Минфин России документов, необходимых для заключения договора о предоставлении государственной гарантии, не соответствующих установленным требованиям или содержащих недостоверную информацию;
б) соблюдены ли требования законодательства при предоставлении государственной гарантии Республики Ингушетия или гарантии органов городов и районов для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
в) соблюдены ли требования законодательства при предоставлении из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, в том числе:
выполнены ли Республикой Ингушетией условия, необходимые для получения указанной субсидии;
отвечает ли установленным правилам процедура возмещения части затрат конкретному заемщику и соответствуют ли требованиям законодательства документы, представляемые заемщиком в целях получения бюджетных средств;
соблюдены ли требования законодательства при составлении и направлении уполномоченным органом исполнительной власти республики в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сводной справки-расчета в целях определения ежемесячной потребности в субсидии; 
соблюдены ли данным уполномоченным органом требования о представлении ежеквартального отчета в Росстрой;
2)использования бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», выяснив:
         соблюдены ли Республикой Ингушетия и органами городов и районов, на территории которых реализуются проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, требования о представлении государственному заказчику ежеквартального отчета об использовании средств федерального бюджета и реализации указанных проектов;
3)использования бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», выяснив:
         а) соблюдены ли требования законодательства при предоставлении молодым семьям из федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также:
соответствуют ли молодые семьи, получившие субсидии, требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, учтен ли состав молодых семей при определении размера субсидии;
правильно ли определены размер общей стоимости жилого помещения и расчетная стоимость жилья, с учетом которых определяется размер субсидии;
соблюдены ли органами местной власти требования законодательства при принятии решений о признании или об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы и при формировании списков молодых семей – участниц подпрограммы;
соблюдены ли органом исполнительной власти республики требования законодательства при направлении государственному заказчику заявки, сводного списка молодых семей – участниц подпрограммы и других документов, необходимых для оформления субсидии;
допускаются ли нарушения законодательства при выдаче молодым семьям свидетельств на получение субсидии, при заключении между конкретной молодой семьей и банком договора банковского счета и последующей оплате банком приобретаемого жилого помещения либо создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства;
б) соблюдены ли требования законодательства при предоставлении субсидий молодым семьям за счет средств бюджета Республики Ингушетия и местных бюджетов;
4)использования бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,выяснив:
а) соблюдены ли требования федерального законодательства при выдаче гражданам государственных жилищных сертификатов (далее – сертификаты), удостоверяющих право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения, в том числе:
при принятии решений о признании граждан – участников подпрограммы не имеющими жилых помещений и определении очередности лиц, нуждающихся в получении субсидии;
при