Информационное письмо о практике проведения органами прокуратуры проверок исполнения...

 

Городскими районным прокурорам
РеспубликиИнгушетия
 
 
 
Информационноеписьмо
о практике проведения органами
прокуратуры проверок исполнения налогового
законодательства при проведении
выездных налоговых проверок
 
 
В соответствии с приказом Генерального прокурораРоссийской Федерации №9 от 11 февраля 2003 г. «О мерах по повышению эффективностипрокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» кважнейшим задачам прокуроров отнесены обеспечение законности при взыскании иперечислении налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также защитаэкономических интересов государства и прав налогоплательщиков. В связи с этим,одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры республики вистекшем году являлся надзор за исполнением налогового законодательства.
Проведенные в 2007 году проверки показали, что вналоговых органах имеются  факты ненадлежащего осуществления должностнымилицами налоговых органов своих обязанностей, а также нарушения налоговогозаконодательства, способствующие коррупционным проявлениям в действияхдолжностных лиц налоговых органов.
За 2007 год органами прокуратуры выявлено 5379нарушений налогового законодательства, что на 6% больше, чем в 2006 году, когдабыло выявлено 5056 нарушений в указанной сфере.
В 2007 году органами прокуратуры внесено 274представления об устранении нарушений законов (в 2006 году - 511), направлено700 исков (в 2006 году - 486), предостережено о недопустимости нарушенийзаконов 292 должностных лица (в 2006 году - 272). К административной ответственности попостановлениям прокурора привлечено 255 лиц по нарушениям в сфере исполненияналогового законодательства, тогда как в 2006 году в указанной сфере быловозбуждено лишь 166 административныхпроизводств.
В 2007 году в налоговой сфере органами прокуратурывозбуждено 5 уголовных дела, тогда как в 2006 году было возбуждено лишь 1уголовное дело о нарушениях в указанной сфере.
Установлены многочисленные факты ненадлежащегоосуществления должностными лицами налоговых органов своих обязанностей, а такженарушения налогового законодательства. Недостатки контрольной работы налоговыхорганов приводят к тому, что они не располагают полной и достовернойинформацией об объемах налогооблагаемой базы, не принимают должные меры по определениюэтих объемов, что создает почву для злоупотреблений со стороны должностных лицналоговых органов, негативно сказываются на пополнении бюджетов.
В ходе налоговых проверок госналоговые инспектора не используют в должной мере свои полномочияпо проведению мероприятий налогового контроля. Не реализуются должным образомпредусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 31 Налогового кодекса РоссийскойФедерации полномочия по проведению инвентаризации принадлежащегоналогоплательщику имущества и осмотра складских и торговых помещений, другиеполномочия налоговых органов.
Отсутствие полной и достоверной информации об объектахналогообложения создает почву для злоупотреблений со стороны должностных лицналоговых органов, негативно сказываются на пополнении бюджетов. Ситуацияусугубляется отсутствием в отдельных инспекциях надлежащего учета проведенныхконтрольных мероприятий, в частности выездных налоговых проверок. 
Допускаемые налоговыми инспекторами нарушенияналогового законодательства негативно сказываются на состоянии бюджета. Припроведении выездной налоговой проверки Общества с ограниченной ответственностью«НК «Транс-ойл», имевшего свидетельство о регистрации лица, осуществлявшегорозничную продажу нефтепродуктов, старший госналоговый инспектор Межрайонной инспекции ФНС России №1 поРеспублике Ингушетия Сапралиев М.А. не провел встречные проверки по вопросамвзаиморасчетов налогоплательщика с ОАО «Лукойл-Югнефтепродукт», расположенным вг.Краснодаре. Нарушения налогового законодательства по вопросам исчисления иуплаты акцизов по результатам проверкине выявлены.
Между тем, налогоплательщиком при значительных объемахфинансовых операций, подлежащих налогообложению, были представлены нулевыедекларации по акцизам за проверяемый период, а на момент проверки у налоговогоинспектора имелась информация о наличии вышеуказанных взаиморасчетов, однако,вопроса о проведении дополнительных проверочных мероприятий инспектором не былпоставлен. Представив в сентябре 2006 года уточненные декларации по акцизам запроверенный период, налогоплательщик избежал налоговой ответственности.
На основании представления прокуратуры республикиинспектор Сапралиев М.А. привлечен к дисциплинарной ответственности.
Проявлениям коррупционного характера в налоговыхорганах способствует ненадлежащий ведомственный контроль за деятельностьюподчиненных инспекций со стороны Управления ФНС России по Республике Ингушетия.Не всегда качественно проводятся повторные выездные налоговые проверки иработниками аппарата Управления ФНС России по Республике Ингушетия. Припроведении таких проверок не вскрываются недостатки проверок, проведенныхнижестоящими налоговыми органами.
Так, например, главным госналоговым инспекторомУправления ФНС России по Республике Ингушетия Вышегуровым Т.Р. не было обеспеченокачественное проведение повторной выездной налоговой проверки Государственногоунитарного предприятия «Ингушгаз» за 2 полугодие 2003 года. Инспектором не быливыявлены очевидные нарушения, связанные с необоснованным завышением вычетов поналогу на добавленную стоимость за октябрь и ноябрь 2003 года, повлекшиенеуплату налогов на сумму свыше 2,7 млн. рублей.
В ходе проверки получены сведения об умышленномхарактере действий Вышегурова Т.Р., в связи с чем в отношении последнегопрокуратурой республики возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласност. 52 АПК РФ (Участие в деле прокурора) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд сзаявлениями об оспаривании нормативныхправовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РоссийскойФедерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций играждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 Данные полномочия широко могут использоватьсяпри выявлении незаконных правовых актов, издаваемых налоговыми органами припроведении выездных налоговых проверок.
Так, прокурор Республики Ингушетия обратился в Арбитражный суд РеспубликиИнгушетия с заявлением о признании недействительными и не подлежащимиприменению решения руководителя Межрайонной инспекции ФНС России №2 поРеспублике Ингушетия Бокова М.М. №04-47/23 от 10.03.05 о назначении выезднойналоговой проверки ООО «ЧОП «Эрзи», решения руководителя МИФНС РФ №2 по РИ от 07.04.05 №04-42/23 о привлечении налогоплательщика к налоговойответственности за совершение налогового правонарушения, а также заключенийМИФНС РФ №2 по РИ о возврате переплаты налогоплательщику №№9 и 10 от 09.08.05.
Решением Арбитражного суда республики Ингушетия от 12февраля 2008 года требования прокурора в указанной части удовлетворены. Судпризнал недействительным решение руководителя Межрайонной инспекции ФНС России№2 по Республике Ингушетия Бокова М.М. №04-47/23 от 10.03.05 о назначениивыездной налоговой проверки ООО «ЧОП «Эрзи».
Также суд признал недействительным решениеруководителя МИФНС РФ №2 по РИ от 07.04.05 №04-42/23 о привлеченииналогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговогоправонарушения, в части выводов об уменьшении суммы начисленных страховыхвзносов на сумму 791373 рубля.
Одновременно суд признал незаконными заключения МИФНСРФ №2 по РИ о возврате переплаты налогоплательщику №№9 и 10 от 09.08.05 наобщую сумму 426241 рублей, изданных в связи с образованием у налогоплательщикапереплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование врезультате проведения выездной налоговой проверки.
Между тем, на основании указанных правовых актов,принятых должностными лицами налогового органа, обществу с ограниченнойответственностью «ЧОП «Эрзи» перечислено на расчетный счет 426241 рубль, атакже погашена недоимка по пеням и штрафам на сумму 365132 рубля.
В связи с тем, что в результате незаконных изданиянезаконных правовых актов должностными лицами налогового органа государству влице Пенсионного фонда Российской Федерации причинен имущественный ущерб всумме 791373 рублей, материалы проверки по данному факту направлены вСледственное управление Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации по Республике Ингушетия. По результатам их рассмотрения возбужденоуголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 ичастью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. Дело находится настадии расследования.
Частью 2 статьи 198 АПК РФ установлено, что прокурорправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативныхправовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственныхорганов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, еслион полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту инарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают наних какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществленияпредпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, прокуратурой республики направлены 5 заявлений в Арбитражный суд опризнании незаконными действий налогового органа, направившего без достаточныхправовых оснований запросы в кредитное учреждение о предоставлении выписок пооперациям на расчетных счетах юридических лиц, не состоявших на налоговом учетав налоговых органах Республики Ингушетия. Мероприятия налогового контроля вотношении данных юридических лиц налоговым органом не проводились.

Предлагаю изучить настоящее информационное письмо имаксимально использовать в практической деятельности возможности судебногообжалования изданных с нарушением законов ненормативных правовых актовналоговых органов и действий их должностных лиц, Добиваясь реального устранениянарушений законов, и привлечения виновных лиц к установленной закономответственности. 

 


 

Первый заместитель
прокурора республики
старший советник юстиции
Г.М. Мержуев