Информационное письмо о практики применения...

Прокурорам городов и районов
Республики Ингушетия

Информационное письмо
о практики применения законодательства
об административных правонарушениях
 
Обобщение практики прокурорского надзора свидетельствует об отсутствии за редким исключением фактов принятия горрайпрокурорами мер по оспариванию в Арбитражный суд республики не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Причиной такого положения является получившая распространение после вступления в действие нового АПК РФ позиция, базирующаяся на отсутствии арбитражных процессуальных норм, предусматривающих соответствующее право прокурора.
Данная позиция не основана на законе.
Полномочия прокуроров на опротестование не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях регламентированы ст. 30.10 КоАП РФ. Согласно ч.3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Частью 1 ст. 207 АПК РФ также предусмотрено, что дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
К таким особенностям относится, в том числе, возможность оспаривания прокурором не вступивших в законную силу постановлений административных органов в соответствии со ст. ст. 24.6, 25.11, 30.1, 30.10 КоАП РФ, независимо от участия в деле.
Правильность такого подхода к определению круга полномочий прокуроров (с учетом специального характера КоАП РФ) подтверждается судебной практикой.
Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 20 июля 2004 г. N 2343/04 (опубликовано в "Вестнике ВАС РФ", N 12 за 2004 г.) признал необоснованными доводы таможенного органа о том, что действующим законодательством не предусмотрено право прокурора на обжалование постановлений административных органов в отношении юридических лиц. Одновременно Президиум отметил соответствие закону процессуальных действий судов по принятию к производству и рассмотрению заявления прокурора об оспаривании постановления таможенного органа о привлечении предприятия к административной ответственности.
Предлагаю учесть изложенное в ходе дальнейшей работы по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях.
При выявлении грубых нарушений законов административными органами необходимо решать вопрос о самостоятельном оспаривании не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в арбитражно- процессуальном порядке. 
 
Заместитель прокурора республики 
старший советник юстиции
Беляков П.А
.